Юридические услуги в Москве

НАБАТОВ & ПАРТНЕРЫ

                        ООО "ВЛАДА"

О необходимости оформления товарно-транспортной накладной (ТТН) при доставке товаров

О необходимости оформления товарно-транспортной накладной (ТТН) при доставке товаров

Если организация при определении порядка документооборота сочтет составление (наличие) товарно-транспортной накладной излишним, то такую точку зрения придется отстаивать в суде.

Если поставщик доставляет товар в организацию автомобильным транспортом, то к N ТОРГ-12 организация-продавец дополнительно выписывает товарно-транспортную накладную формы N 1-Т.
Обращаем ваше внимание на то, что N ТОРГ-12 и ТТН являются не взаимоисключающими документами, а документами, дополняющими друг друга. 
Отсутствие любого их них при доставке товаров в организацию автотранспортом может привести к спору с налоговиками, например, по налогу на добавленную стоимость в части применения налоговых вычетов.
Официальная позиция государственных органов по данному вопросу: во всех случаях, когда продавец выполняет функции грузоотправителя товаров, он обязан оформлять товарно-транспортную накладную по форме N 1-Т, утвержденную постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".

Более того, при отсутствии данного документа существует реальная возможность возникновения конфликтных ситуаций с налоговыми органами у всех участников сделки: и продавцов, и покупателей, в частности:
1) из-за непризнания расходов на перевозку товаров в целях налогообложения налогом на прибыль, а также непринятия к вычету НДС по ним. При этом санкции могут быть применены и к продавцу (если он осуществляет перевозку грузов сторонним автотранспортом), и к покупателю. Причем, если покупатель производил доставку товаров "самовывозом", но с привлечением транспортных средств (собственных или перевозчика), то и в этом случае, по мнению налоговиков, ему необходима ТТН для оприходования товаров;
2) у покупателя может быть признан неправомерным порядок оприходования товаров. Как следствие, непризнание в составе расходов, принимаемых для целей налогообложения, стоимости приобретенных товаров, а в части НДС может быть не принят к вычету "входной" налог с этих товаров.
Данная (можно сказать безоговорочная) позиция государственных органов выражена в письмах Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 26 мая 2008 г. N 03-03-06/1/333, МНС России от 22 апреля 2004 г. N 22-2-16/757 "О применении товарно-транспортных накладных налогоплательщиками, оказывающими автотранспортные услуги", УФНС России по г. Москве от 18 октября 2006 г. N 20-12/92228 и от 23 октября 2006 г. N 20-12/92786.

Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах. Первый остается у грузоотправителя и предназначается для списания ТМЦ. Второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю. Второй сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования ТМЦ у получателя груза. Третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации или ИП - владельцу автотранспорта. Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация (ИП) - владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику - заказчику автотранспорта, а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

Позиция судов

Арбитражная практика по вопросу документального оформления транспортных расходов неоднозначна.
Некоторые судьи поддерживают позицию Минфина и налоговых органов (см., например, постановления ФАС ВВО от 26.05.2006 N А29-8821/2005А, ФАС СЗО от 14.09.2005 N А26-1530/2005-217). 
Однако существуют и решения, в которых высказывается противоположное мнение. Так, в Постановлении ФАС МО от 20.04.2006 N КА-А40/2942-06-П в качестве документов, подтверждающих транспортные расходы, суд принял приказ об утверждении правил документооборота в организации, договор, счет, счет-фактуру, акт выполненных работ, платежное поручение. По мнению суда, данные документы в совокупности обосновывают произведенные расходы. ФАС СЗО в Постановлении от 06.02.2007 N А05-16664/05-33 свое решение мотивировал тем, что организация подтвердила факт оказания ей услуг по перевозке товара от поставщиков иными, помимо товарно-транспортных накладных, документами ввиду специфики сложившихся с перевозчиками и продавцами отношений. В материалы дела организация представила договоры поставки (купли-продажи) товара, товарные накладные, ее заявки на перевозку груза, доверенности, выданные на имя водителей, работающих в организациях, оказывающих услуги по перевозке товаров.
Таким образом, документы (Инструкция, Постановление Госкомстата РФ N 78), регулирующие порядок расчетов за перевозки грузов, требуют наличия товарно-транспортной накладной как и в организации, осуществляющей перевозку, так и в организации, которой доставляют перевозимый груз и которая учитывает транспортные расходы в своем учете.
Из содержания товарно-транспортной накладной, а также инструкции по ее заполнению следует, что данный документ имеет большую смысловую нагрузку и является документальным подтверждением хозяйственных операций у отправителя груза, перевозчика и получателя груза.

Однако анализ арбитражной практики показывает, что суды при рассмотрении дел о документальном подтверждении транспортных расходов обращают внимание не только на наличие или отсутствие товарно-транспортной накладной, но и на комплект документов в целом.
Если организация при определении порядка документооборота сочтет составление (наличие) товарно-транспортной накладной излишним, то такую точку зрения придется отстаивать в суде.

Контакты

 

  • Телефон: 8 (499) 126-20-29

Получи помощь юриста и бесплатную консультацию